28 июня 2018

Глобальные Цели устойчивого развития направлены на улучшение жизни каждого человека, мужчин и женщин, девочек и мальчиков. Однако и страны, и люди не живут изолированно и напрямую либо косвенно зависят друг от друга.

ЦУР баннерПоэтому когда ставятся задачи экономического роста, увеличение благосостояния каждого человека, повышения качества образования и доступности медицины, сегодня во всем мире понимают – этого невозможно достичь без учета экологических факторов, развития гражданского общества, выстраивания справедливой гендерной политики, адресной поддержки уязвимых групп населения. В процессе достижения ЦУР важно учесть и сбалансировать интересы государств, корпораций, местных сообществ и конкретных граждан. 

В Беларуси выстроена четко структурированная архитектура управления процессом достижения целей устойчивого развития. В ней задействованы исполнительная и законодательная ветви власти. Работают институт Национального координатора по достижению ЦУР, Совет по устойчивому развитию, Парламентская и Партнерская группы. На местном уровне созданы региональные группы по достижению целей устойчивого развития.

Партнерская группа устойчивого развития объединила в Беларуси представителей общественных, международных организации, бизнес-сектора, научных кругов. Для эффективного взаимодействия в рамках группы были назначены координаторы по вовлечению бизнес сообщества, по экономическим, экологическим и социальным вопросам. Их основная задача – оказывать содействие государству по достижению целей устойчивого развития и донесение мнений и позиций широкого круга заинтересованных.
Координатором партнерской группы по социальным вопросам стала председатель Правления международного общественного объединения «Гендерные перспективы» Ирина Альховка. Наш разговор – о том, как обеспечить эффективное партнерство на пути к достижению целей устойчивого развития и какова роль гражданского общества в этом процессе.

alhovka- Ирина, безусловно, сбалансировать такие сферы Целей устойчивого развития, как экономика, экология и социальные вопросы – сложная задача. Что, на ваш взгляд, должно стать основой успешной работы по достижению ЦУР?

- Думаю, в этой работе самой важное – выстроить эффективное партнерство внутри каждого государства между различными ветвями власти, бизнесом, гражданским обществом и научным сообществом. Основным лейтмотивом сотрудничества между правительствами и гражданским обществом такой партнерской работы должно стать доверие.
Достижение Целей устойчивого развития – это, в первую очередь, обязательства правительств. Однако и роль гражданского общества очень важна. Этот богатый потенциал необходимо использовать прямо сейчас для развития эффективного партнёрства и достижения всех 17 целей. Именно общественные организации представляют голос людей, ради которых страны взяли на себя обязательства по улучшению их жизни и защиты прав. И какую бы цель устойчивого развития мы ни взяли, в достижении каждой есть место для гражданского общества. Правительство должно понимать роль и значение институтов гражданского общества – начиная от критической оценки потребностей местных сообществ до мониторинга реализации национального законодательства и международных обязательств государства. В свою очередь, представителям гражданского общества следует более активно развивать сотрудничество с государственными органами и содействовать реализации государственной политики в различных сферах.

Как общественная организация, занимающаяся вопросами равных прав и возможностей женщин и мужчин, мы отдаем приоритет деятельности по достижению цели № 5 по достижению гендерного равенства. Мы убеждены, что обеспечение равноправия мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин способно обеспечить достойную работу и экономический рост, значительно сократить неравенство в здравоохранении и социальной сфере, улучшить качество жизни детей, повысить безопасность и сделать устойчивыми практики ответственного отношения к окружающей среде и планете. Более того, для устойчивого развития важно развивать механизмы внедрения гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики, что полностью совпадает с приоритетами пятого Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Беларуси на 2017-2020 годы.

- В чем вы видите роль организаций гражданского общества в реализации Повестки  2030?

- На мой взгляд, они принимают самое непосредственное участие в этой работе, донося голоса уязвимых групп до правительства, с одной стороны, и участвуя в реализации государственной политики в различных областях, с другой. И таким образом общественные организации обеспечивают взаимосвязь и синергию между целями глобальной Повестки и локальными приоритетами.
Повестка 2030 – это глобальный политический процесс, который должен изменить жизни людей. Здесь очень важно объяснить каждому человеку - как его конкретная жизнь изменится в процессе достижения целей устойчивого развития, а также какую ответственность он должен взять на себя, чтобы его собственная жизнедеятельность способствовало устойчивому развитию. Ведь жизни людей наполнены абсолютно простыми ежедневными заботами – о качестве воды, которую они пьют, транспорта, на котором отвозят детей в школу или о несправедливой разнице в зарплате за выполнение одинаковой работы. Беря на себя международные обязательства и разрабатывая национальные стратегии, государство в качестве конечного бенефициара устойчивого развития должно видеть именно человека с его очень понятными потребностями. Вот здесь я и вижу роль гражданского общества – обеспечить связь между потребностями различных целевых групп, приоритетами государственной политики и глобальными целями устойчивого развития, и сделать ЦУР понятными и близкими каждой женщине, мужчине и ребенку.

- Как все это выражается в практической работе негосударственного сектора? Например, в тех сферах, где работает МОО «Гендерные перспективы»: домашнее насилие, торговля людьми?

- Я часто говорю о том, что женщины, пострадавшие от насилия, которые обращаются за помощью в нашу организацию, приходят как клиентки, а уходят как гражданки.
Во время кризисной ситуации, последнее, что хочет слышать женщина, - это согласно какой статье Всеобщей декларации прав человека были нарушены ее прав. Ее приоритет в данный момент – это обеспечить безопасность себе и детям, остановить насилие. Получая помощь и возвращая контроль над своей жизнью, она начинает видеть свою личную проблему как системную. Она страдает от общественного мнения, не поддерживающего жертв насилия, сталкивается с недостатком компетенций у специалистов, непониманием чиновников и часто не имеет финансовых ресурсов, чтобы получить помощь адвоката. Постепенно к ней приходит понимание, что ее личная ситуация, несмотря на трагичность, довольно типична, и многие жертвы насилия сталкиваются с похожими барьерами. И тогда она готова задавать вопросы государству как гаранту защиты ее прав и требовать комплексных и долгосрочных решений для всей группы пострадавших от домашнего насилия, а не только для себя.
Поэтому предоставляя сервисы для уязвимых групп, цель негосударственных организаций не только удовлетворить личные потребности «здесь и сейчас», но и научить алгоритму защиты своих прав, чтобы человек мог делать это самостоятельно в различных ситуациях.

Негосударственные организации играют большую роль в идентификации проблем, которые, на первый взгляд, незаметны или не несут угрозы. Флагманские инициативы Беларуси, в частности, по борьбе с торговлей людьми, которая является значительной частью современной государственной политики, начиналась с общественной инициативы. Национальные обязательства по реализации Конвенции о правах людей с инвалидностью также берут свое начало в изменении отношения к проблеме инвалидности не как вопроса физического или психического здоровья, а как прав человека и инклюзии.
Анализируя проблемы граждан на местном уровне, общественные организации аккумулируют дополнительные количественные и качественные данные о ситуации уязвимых групп. Эти данные могут и должны использоваться для оценки прогресса достижения целей устойчивого развития. В процессе всей своей деятельности общественные организации используют подход, основанный на правах человека, который позволяет, анализируя проблемы небольших уязвимых групп, распознавать системные нарушения прав, и, соответственно, предлагать системные решения.

- Ирина, недавно вы принимали участие в конференции «Стратегии и партнерство для достижения Целей устойчивого развития» , которая прошла 6-7 июня в Минске. Поделитесь впечатлениями. В чем важность таких встреч? Как помогают они продвигаться к общей цели?

Конференция объединила представителей различных секторов, чье взаимодействие так важно для достижения целей устойчивого развития для обсуждения стратегий совместных действий. В рамках конференции я модерировала мастер-класс, посвященный гендерным вопросам, в рамках которого представительницы негосударственных, международных и исследовательских организаций делились опытом в решении гендерных проблем отдельных целевых групп. Примечательно, что несмотря на то, что гендерная политика реализуется в Беларуси уже более 20 лет, сегодня до сих пор можно услышать мнения о том, что гендерные проблемы – искусственны, привнесены извне и не характерны для нашей страны.
Гендер и оплата трудаТем не менее, государственная гендерная статистика и результаты белорусских исследований свидетельствуют о гендерном и возрастном неравенстве на рынке труда, которое в больше степени затрагивает женщин, воспитывающих детей. Тема женского предпринимательства требует более глубокого изучения, т.к. женский бизнес все еще сконцентрирован в сфере услуг, образования, ухода за детьми, в меньшей степени может быть масштабирован и монетизирован. Вовлечение мальчиков и мужчин в реализацию принципа гендерного равенства является относительно новой стратегией, требующей новых знаний, подходов и понимания моделей поведения мужской социальной группы.
В Повестке 2030 вопросы гендерного равенства и защиты прав женщин заслуживают отдельного внимания и их недооценка может привести к упущенным возможностям и нереализованным правам значительной части населения мира и отдельных стран. Например, длительное игнорирование практики селективных абортов в пользу выбора плода мужского пола привело к огромным изменениям в структуре населения Китая и Индии, где на 130 новорожденных мальчиков приходится 100 девочек и по демографическим прогнозам к 2030 году ожидается нехватка 20 млн. женщин в возрасте 20-49 лет. Эти изменения уже сегодня оказывают большое влияние на мужскую брачную миграцию в регионе, формируют «экономику накоплений» и угрожают ростом насилия в отношении женщин. Корни данной практики – в культурных традициях предпочтения рождения сыновей и низкой ценности дочерей, гендерных стереотипах и предубеждений.
Данный факт убедительно демонстрирует как недооценка важности гендерной проблематики способна породить негативные демографические, миграционные и экономические последствия в региональном масштабе.
Признавая важность гендерных вопросов, миссия экспертов ООН предложила правительству Беларуси выбрать гендерно-равноправное общество одним из четырех акселератор достижения ЦУР.

Акселераторы ЦУРАкселераторы являются ускорителями, точками роста, воздействуя на которые государства способны быстрее и более комплексно обеспечивать устойчивое развитие. В контексте Республики Беларусь приоритизация гендерных вопросов позволит сократить неравенство на рынке труда между мужчинами и женщинами, воспитывающими детей, увеличить продолжительность жизни мужчин и сократить уровень заболеваемости неинфекционными болезнями, повысить уровень представительства женщин на руководящих должностях и в процессах принятия решений, повысить ценность неоплачиваемого домашнего труда, привлечь мужчин к воспитанию собственных детей, улучшить качество транспорта и обеспечить осознанное экологическое потребление и устойчивое управлением природными ресурсами.

Беседовала Светлана Мацкевич