10 августа 2018

Организаторы конференции по устойчивому развитию «Стратегии и партнёрство для достижения Целей устойчивого развития», которая прошла 6-7 июня в Минске, опубликовали итоговый документ форума. Резолюция была принята на итоговом заседании организационного комитета на основании результатов работы, предложений и комментариев более чем 270 участников конференции.

Напомним, форум собрал в Минске представителей государственных органов, бизнеса, общественных организаций Беларуси и Германии, а также международных структур, в том числе системы ООН. Более половины участников приехали из регионов, которые активно содействуют устойчивому развитию своих территорий, предприятий, организаций и инициатив. Международное общественное объединение "Гендерные перспективы" представляла председатель Правления, координатор партнерской группы по социальным вопросам при Совете по усточивому развитию Ирина Альховка.

Осознавая важность принятой 25 сентября 2015 г. на Саммите ООН по устойчивому развитию резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», сформулировавшей 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), участники заслушали и обсудили доклады, сообщения и презентации, а также высказали предложения по совершенствованию работы в сфере устойчивого развития. При этом участники Конференции исходили из основных принципов и подходов, согласованных на уровне международного сообщества, а именно: системного подхода, партнёрства, общественного участия, мониторинга и оценки эффективности деятельности.

В ходе Конференции было отмечено, что Республика Беларусь не только декларирует приверженность Целям в области устойчивого развития, но и делает важные практические шаги к их достижению:

Введена позиция Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития в Беларуси, что стало началом формирования архитектуры управления процессом достижения ЦУР. На данный момент она включает в себя Совет по устойчивому развитию и ряд действующих в рамках Совета секторальных групп по сквозным вопросам, Парламентскую группу по ЦУР, Партнёрскую группу устойчивого развития, Общественный совет по формированию и оценке стратегий устойчивого развития. Во всех областях и городе Минске созданы Региональные рабочие группы по устойчивому развитию.

Создаются условия по организации системы мониторинга реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР–2030) и вовлечения в этот процесс заинтересованных игроков.

Национальный статистический комитет совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями сформировал национальный перечень показателей для мониторинга достижения ЦУР. В целях систематизации мероприятий и действий по мониторингу показателей достижения ЦУР Белстат подготовил Дорожную карту по разработке статистики по ЦУР.

Стартовые условия для нашей страны на пути к ЦУР обозначены в первом добровольном национальном докладе, представленном в июле 2017 года на Политическом форуме ООН высокого уровня. В данном документе помимо успехов также определены слабые места и возможные пути их преодоления. Представлены видение и подходы Беларуси к достижению таких ЦУР, как хорошее здоровье и благополучие, гендерное равенство, инновации, инфраструктура и др.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь при поддержке ПРООН в Беларуси провёл 19 декабря 2017 года открытые парламентские слушания «Партнёрство ветвей власти как необходимое условие успешного достижения Целей устойчивого развития» и принял рекомендации государственным органам, а также другим государственным и общественным организациям, представителям бизнеса.

В результате миссии международных экспертов ООН по оценке элементов процесса достижения ЦУР (миссия MAPS) сформулированы акселераторы (ускорители) реализации ЦУР страны.

Разработаны и реализуются стратегии устойчивого развития (СУР) и другие документы стратегического управления устойчивым развитием на уровне ряда областей, районов, городов и сельских советов.

В процессах достижения и мониторинга ЦУР задействованы различные инструменты и механизмы, предполагающие регулярное обсуждение в публичном пространстве и распространение информации о философии и смысле данного процесса с непосредственным участием широкого круга партнёров, включая гражданское общество и местные инициативы. Проводятся многочисленные кампании и акции по продвижению ЦУР. 

На международном уровне признается и отмечается вклад Беларуси в достижение ЦУР, что находит своё отражение в высоких позициях страны в мировых рейтингах. В частности, можно привести следующие примеры:

  • 21-е место в Индексе по Целям устойчивого развития (2017 год).
  • 52-е место в рейтинге государств по индексу человеческого развития.
  • 35-е место из 175 в рейтинге счастливого детства.
  • Беларусь входит в число 21-й страны мира, где Индекс гендерного развития равен или больше 1 (1,021).
  • Беларусь входит в десятку ведущих стран мира по проведению реформ, благоприятных для бизнеса.

При этом дискуссии, развернувшиеся на Конференции, выявили целый ряд аспектов, требующих дальнейшего урегулирования и развития, особенно тех, которые связаны с акселераторами (ускорителями) реализации ЦУР страны.

Прежде всего участники отметили неопределённый правовой статус местных СУР, что в процессе их реализации приводит к несогласованным действиям, финансовой и организационной необеспеченности, отсутствию ответственности за достижение результатов.

Все ещё отсутствуют юридически обязательные механизмы участия граждан и институтов гражданского общества в процессах разработки стратегических программ и других документов, в том числе связанных с достижением ЦУР, их реализации, мониторинга и оценки процесса и результатов. Участники Конференции считают необходимым усилить и конкретизировать участие органов местного самоуправления, особенно на уровне сельсоветов, в решении проблем устойчивого развития территорий.

Существующие рамочные условия не стимулируют бизнес активно участвовать в решении социальных и экологических проблем, а также содействовать процессам устойчивого развития на местном и региональном уровнях.

Несмотря на то, что нормативно-правовая база для сертификации и экологической маркировки частных компаний в целом основана на современных международных стандартах (т. е. экологических стандартах ISO 14000 и требованиях ЕС), в деятельности предприятий и организаций наблюдается отставание в практическом внедрении систем управления окружающей средой, в повышении компетентности персонала в области охраны окружающей среды, экологической маркировки продукции. В стране не создан независимый орган, отвечающий за экологическую сертификацию продукции.

Цель обеспечения гендерного равенства отражена в национальной политике, однако сохраняются экономическое неравенство мужчин и женщин, профессиональная горизонтальная и вертикальная сегрегация, разница в доходах и в доступности кредитных ресурсов в пользу мужчин, неравномерное распределение домашних обязанностей, домашнее насилие. Все ещё недостаточен уровень осведомлённости и ответственного поведения граждан в вопросах пользования природой и ресурсами, развития территорий своего проживания, участия в процессах принятия решений и мониторинга их исполнения. Вопросы устойчивого развития и методология образования в интересах устойчивого развития не стали составной частью образовательных стандартов для всех ступеней и практик формального и неформального образования; следовательно, не обеспечивается необходимое условие ориентации на будущие поколения в работе со всеми группами населения, производственными структурами и территориями.

Рассматривая задачи достижения ЦУР и фокусируясь на предложенных акселераторах (ускорителях) реализации ЦУР, участники Конференции констатируют необходимость повышения эффективности управления, партнёрства и участия в процессах по достижению ЦУР в Республике Беларусь всех субъектов. Участники обращаются к Национальному координатору по достижению Целей устойчивого развития в Беларуси, Совету по устойчивому развитию, Администрации Президента Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, представителям бизнеса, гражданского общества и СМИ.

В целях повышения эффективности управления, партнёрства и участия в процессах по достижению ЦУР в Республике Беларусь предлагаются следующие шаги и действия:

1. В направлении архитектуры управления, общих аспектов вертикальной и горизонтальной интеграции достижения ЦУР

1.1 Разрабатывать стратегические документы (в том числе и НСУР на период до 2035 года), государственные программы и планы, а также актуализировать действующие документы с учётом ЦУР и соответствующих индикаторов как на национальном, так и на региональном уровнях.

1.2 Обеспечить разработку правовых основ для проведения оценки разрабатываемых проектов нормативных правовых актов, в первую очередь законопроектов, на предмет их соответствия принципам устойчивого развития на основании ЦУР и НСУР; ввести такую оценку в практику нормотворческих органов.

1.3 Совершенствовать и развивать архитектуру управления деятельностью по достижению ЦУР, в том числе создавать на национальном, региональном и местном уровнях структуры, отвечающие за имплементацию ЦУР (вводить специалистов).

1.4 Обеспечить оптимальную синхронизацию деятельности, подходов и ответственности членов Совета по устойчивому развитию и межведомственной рабочей группы по разработке проекта НСУР на период до 2035 года.

1.5 Предусмотреть интеграцию рекомендаций миссии МАРS и Дорожной карты Национального статистического комитета Республики Беларусь по разработке статистики по ЦУР (с учётом ею доработки) в НСУР на период до 2035 года.

1.6 Обеспечить участие и вклад организаций гражданского общества в разработку НСУР на период до 2035 года и Дорожной карты по имплементации ЦУР (в случае ею разработки).

1.7 Реализовать принцип горизонтальной интеграции ЦУР через экспертизу нормативных правовых актов на предмет их соответствия принципам устойчивого развития на основании ЦУР и НСУР, сбор статистических дезагрегированных данных и координацию действий ответственных лиц, организаций и институтов. Учитывать акселераторы (ускорители) достижения ЦУР при разработке государственных программ, национальных планов действий и других стратегических документов на уровне целевых показателей их реализации. Продолжить проведение широкомасштабной просветительской деятельности среди государственных служащих, гражданского общества, специалистов по вопросам международных и национальных обязательств, системе национальных показателей достижения ЦУР, акселераторам (ускорителям) реализации ЦУР.

1.8 Для обеспечения прозрачности процессов реализации, мониторинга и оценки достижения ЦУР необходимо создать технологически простой доступ к количественным и качественным данным, сбор которых на национальном и региональном уровнях должен носить системный характер, данные должны быть дезагрегированы по различным критериям / основаниям. Разработать перечень индикаторов ЦУР для регионального и местного уровней управления.

1.9 Организовать систему государственных устойчивых закупок на основании ЦУР и приоритетов НСУР.

2. В направлении локализации ЦУР

2.1 Создать правовые условия для утверждения национальной, региональных и местных СУР соответствующими нормативными правовыми актами и обеспечения обязательности применения норм, указанных в этих стратегических документах.

2.2 Законодательно закрепить требование осуществления разработки и реализации местных СУР, а также финансирование мероприятий, реализуемых в их развитие, за счёт средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников.

2.3 В целях повышения роли общественных советов, советов территориального общественного самоуправления, всех форм самоорганизации граждан наделить их реальными полномочиями и организационными ресурсами для консолидации гражданских инициатив, расширения участия граждан в общественно полезной деятельности, осуществлении общественной экспертизы и контроля. Обратиться к депутатам Национального собрания с предложением проведения дискуссии по вопросам расширения полномочий органов местного самоуправления, эффективности их работы в деле устойчивого развития территорий.

2.4 Стратегия (формы и механизмы) вовлечения граждан в процессы достижения ЦУР должна стать составной частью местных, региональных и национальной СУР.

2.5 Исходя из накопленного опыта и с учётом новых задач по имплементации ЦУР подготовить методические рекомендации по разработке и реализации региональных и местных СУР.

2.6 Развивать сотрудничество и партнёрство районов и территорий, реализующих собственные СУР.

3. По конкретным тематическим направлениям (на примере акселераторов (ускорителей) достижения ЦУР) – переход к «зелёным» принципам для инклюзивного и устойчивого роста, ориентация на будущие поколения, цифровая трансформация и социальные инновации, гендерно равноправное общество)

3.1 Рассматривать гендерное равенство как необходимое условие устойчивого развития и важнейшую задачу в области реализации прав человека и обеспечения социальной справедливости. Государственная гендерная политика в полной мере соответствует национальным интересам Беларуси, не противоречит семейным ценностям и в значительной степени способствует достижению ЦУР, реализуя принцип «не оставить никого позади».

3.2 Продолжить повышение компетенций специалистов государственных органов в области развития механизмов внедрения гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим поддержать предложение о введении соответствующего раздела в НСУР на период до 2035 года.

3.3 По результатам деятельности НИИ труда Министерства труда и социальной защиты по разработке методологических подходов к учету гендерного фактора при формировании и реализации государственных программ ввести элементы учета гендерного фактора в проекты 2-3 государственных программ социальной направленности, разрабатываемых на очередной пятилетний цикл.

3.4 Расширить круг заинтересованных сторон, принимающих участие в реализации гендерной политики: повышать участие частного сектора, особенно при реализации принципа гендерного равенства на рынке труда и обеспечении прав работников с семейными обязанностями, вовлекать мальчиков и мужчин в домашние обязанности и воспитание детей.

3.5 Посредством диалога, анализа международного опыта определить ключевые критерии, составляющие и приоритеты «зелёной» экономики в Беларуси, основой которой видеть циркулярную экономику. В этом направлении предлагается создавать благоприятные рамочные и правовые условия для развития компонентов циркулярной экономики, а бизнес-структурам более активно действовать в данной сфере.

3.6 С целью ускорения мировой экологической интеграции и перехода к «зелёной» экономике предусмотреть экономические стимулы для предпринимателей, предприятий, государственных и некоммерческих организаций, внедряющих стандарты ISO 14000 и на их основе осуществляющих экологическую сертификацию продукции.

3.7 Внедрить современные методы и инструменты государственного эколого-экономического управления, включая разработку механизма экологического страхования, что позволит стимулировать рациональное природопользование и охрану окружающей среды.

3.8 Содействовать повышению мотивации малого и среднего бизнеса вовлекаться и поддерживать действия по достижению ЦУР, стимулировать его участие в осуществлении мероприятий по разработке и реализации СУР.

3.9 Использовать опыт Германского кодекса по УР как механизма вовлечения бизнеса в процессы обеспечения «зелёной» экономики и устойчивого развития.

3.10 Создать условия для повышения открытости в информировании о роли бизнеса в решении социальных и экологических проблем, в частности, принять и закрепить нормы, чтобы упоминания в СМИ бизнес-структур в данном контексте не считались рекламой (например, ввести соответствующие изменения в закон «О рекламе» или разработать разъяснения Министерства антимонопольного регулирования и торговли и Межведомственного Совета по рекламе).

3.11 Разработать нормативно-правовой акт о социальных инвестициях, который создаст дополнительные стимулы для активного участия бизнеса в достижении ЦУР и появления новых субъектов социального предпринимательства. Предусмотреть законодательством норму о вычете налога на прибыль на деятельность неограниченного круга зарегистрированных некоммерческих организаций.

3.12 Рекомендовать Министерству образования и другим заинтересованным структурам учитывать положения «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» при разработке модели современного образования и просвещения в междисциплинарных областях экологического, экономического и социально ориентированного знания, а также обеспечении компетенций устойчивого развития; поддерживать и распространять передовые педагогические практики образования в интересах устойчивого развития для всех поколений.

3.13 На основе партнёрства и кооперации бизнеса и провайдеров образования обеспечить трансфер в образовательные практики знаний и технологий, актуальных для устойчивого развития.

3.14 Совершенствовать нормативно-правовую базу, направленную на развитие и поддержку деятельности провайдеров дополнительного и неформального образования, обеспечивающих удовлетворение многообразных образовательных потребностей граждан и сообществ.

3.15 Поддерживать организацию детско-взрослых исследовательских общностей и партнёрства, обеспечивающих интеграцию принципов устойчивого развития и методологии образования в интересах устойчивого развития для всех поколений в повседневную жизнь людей и сообществ.

3.16 Стимулировать создание и институциализацию деятельности структур и механизмов научной, образовательной, методической поддержки региональных и местных процессов устойчивого развития (научная лавка и др.).

3.17 Рекомендовать руководителям промышленных предприятий, научно-исследовательских центров практически использовать потенциал студенческих научных обществ, вовлекать их участников в разработку актуальных социально-экономических проектов.

3.18 Рекомендовать СМИ более активно освещать процессы устойчивого развития, конкретные практики и примеры в решении социальных и экологических проблем различными субъектами вне зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм.

4. В развитии международного сотрудничества в контексте устойчивого развития

4.1 Рассматривать международное партнёрство как неотъемлемую часть процессов достижения ЦУР на национальном, региональном и местном уровнях, поощряя многовекторность и долговременность международных связей и отдавая им приоритет при разработке положений нормативно-правового регулирования международного сотрудничества в интересах устойчивого развития.

4.2 Стимулировать и поддерживать развитие многообразия форм международной кооперации в достижении ЦУР; содействовать развитию системы межмуниципальной кооперации (в частности, эффективнее использовать сотрудничество городов-побратимов, возможности сети городов-подписантов Соглашения мэров по климату и энергии, глобальных акций и других международных сетей, сообществ и профессиональных ассоциаций), а также включения в эту систему негосударственных организаций и бизнеса с целью максимизации эффекта и взаимной выгоды от использования различных форм международной кооперации.

4.3 Стимулировать и поддерживать усилия участников процессов устойчивого развития разных уровней по продвижению в международную практику собственного опыта и опыта страны в сфере достижения ЦУР.

4.4 Содействовать расширению культурно-образовательного сотрудничества общественных инициатив, широкому использованию различных средств искусства в процессах популяризации ценностей устойчивого развития и включения граждан в деятельность по достижению ЦУР на местном и глобальном уровнях.

Участники Конференции призывают все заинтересованные организации и структуры, а также каждую и каждого выступить в роли лидеров в практической организации своей собственной деятельности в соответствии с ЦУР и таким образом создавать позитивные примеры.

Резолюция принята на заседании организационного комитета на основании результатов работы, предложений и комментариев участников Конференции по устойчивому развитию «Стратегии и партнёрство для достижения Целей устойчивого развития».

 Скачать текст Резолюции