05 октября 2018

В Беларуси разрабатывается Национальная миграционная стратегия. Ее основные положения должны быть представлены уже до конца года. Рабочая группа, которая готовит документ, объединила представителей различных государственных органов и законодательной власти Беларуси. Насколько актуальна разработка такой стратегии для Беларуси? Чем в этой связи может быть полезен опыт общественных организаций, работающих в сфере миграции? Какие подходы и принципы могут лечь в основу документа? Об этом – в интервью с руководительницей Программы «Ла Страда» Еленой Нестерук.

People- Елена, Программа «Ла Страда», один из самых известных и крупных проектов в сфере безопасной миграции, работает в Беларуси уже 17 лет, входит в международную сеть организаций, созданную с целью противодействия торговле людьми в странах Центральной и Восточной Европы. Как вы считаете, каковы главные задачи Национальной миграционной стратегии? Какие аспекты внутренней и внешней миграции, на ваш взгляд, она должна охватывать? Насколько необходим такой документ нашей стране?

- На мой взгляд, разработка Национальной миграционной стратегии – очень важная и актуальная задача для Беларуси. Это первая попытка работы над таким масштабным документом в сфере миграции в нашей стране на долгосрочный период. У нас есть Национальные планы, в которых поднимаются вопросы миграции, в том числе нелегальной миграции, но они приняты на среднесрочную перспективу.

Миграция сейчас – очень широкое явление, которое затрагивает многих людей в мире: к нам приезжают, мы выезжаем за границу. Эти миграционные потоки зависят от многих факторов: политических, экономических, социальных. Они зависят не только от того, какая ситуация в нашей стране, но и какая миграционная политика в других странах. Например, Польша предложила упрощенные порядок трудоустройства для белорусов и мы сразу же это почувствовали по обращениям в Программу «Ла Страда» – миграционные предпочтения белорусов изменились. Сейчас по нашей статистике Польша – номер один в списке стран трудовой миграции белорусов.

Многое зависит от миграционных стратегий других стран. Какие из них заинтересованы в наших работниках? А какие – наоборот, выстраивают барьеры. Так же и мы должны определиться: кого мы хотим видеть в нашей стране, каких мигрантов – высококвалифицированных специалистов в определенных отраслях или рабочих? Из каких стран и регионов больше всего мы ждем приток трудовой силы? Что мы готовы предложить тем, кто приедет к нам? А кого готовы принять из гуманитарных убеждений? Будем ли мы предлагать программы интеграции? И для кого? Ведь, если к нам приедут, например, гражданин России и гражданин Китая – то это мигранты с совершенно разными потребностями в плане социальной интеграции. Язык, культура, менталитет – все это нужно учитывать, все это важные факторы. Очень много вопросов возникает. Здесь очень много внешних и внутренних факторов. И вот, исходя из этого, мы должны серьезно подумать и поставить перед собой цель: к чему мы хотим придти, кого хотим видеть в нашей стране, как мы понимаем защиту прав людей, которые уезжают за границу, в т.ч. и с целью трудоустройства. Потому что они не перестают быть нашими гражданами. И защита их прав должна оставаться приоритетом и ответственностью нашего государства.
Здесь также надо понимать, что миграция связана с такими проблемами, как нелегальное перемещение, эксплуатация, торговля людьми. И эти вопросы также должны подниматься в миграционной стратегии.

- Сейчас многие страны делают конкретные миграционные стратегии. Например, Германия заявила, что разрабатывает закон, нацеленный на привлечение в страну зарубежных специалистов именно технического профиля с высшим образованием. Т.е. она определилась – кадровый дефицит будет выгоднее «закрыть» с помощью иностранцев. Литва разрабатывают аналогичную стратегию. Она есть также в Польше, поэтому и появился закон об упрощенном трудоустройстве. Как вы считаете, насколько наша Национальная миграционная стратегия должна быть конкретным, таким целевым документом? Или здесь важнее определить концептуальные подходы к трудовой миграции?

- Думаю, что такой документ должен быть достаточно глобальным, т.к. он должен определить цели и задачи Беларуси на ближайшие годы. Одним из важных принципов разработки любой подобной стратегии является защита своего национального рынка. И это не скрывает ни одна страна мира. Нужно обеспечить работой прежде всего своих граждан. Но если анализ рынка труда показывает, что у нас не хватает работников по определенным специальностям – например, в сельском хозяйстве, медицине, строительстве, то, мы можем привлечь специалистов в эти отрасли из других стран. Возможно, это будет выгодно стране. Ведь на подготовку нужных специалистов нужны годы. Но тут надо иметь четкую программу – что мы можем им предложить, какую систему бонусов, так сказать, и понимать, как долго такая программа по привлечению нужных кадров должна работать.

Многие страны стараются привлечь высококвалифицированных специалистов. Беларусь тоже делает шаги в этом направлении. Например, специальное разрешение иностранным гражданам для занятия трудовой деятельностью в Беларуси для высококвалифицированных работников выдается сроком на 2 года, а для иных работников только сроком на один год.
В Беларуси сейчас реализуется много инвестиционных проектов и они, как правило, связаны с тем, что приглашаются работники из других стран. Например, открылся Индустриальный парк «Великий камень» – увеличилось число китайских работников. Декрет «О развитии цифровой экономики», который был подписан в этом году, также предусматривает меры, направленные на привлечение в страну высококлассных специалистов в сфере высоких технологий. Например, безвизовый въезд, отмена необходимости получать специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью для иностранцев, заключивших договор с резидентом Парка высоких технологий.

Елена Нестерук фото июль- Елена, это все моменты, которые связаны с импортом трудовых ресурсов. А что по внешней трудовой миграции? Белорусы сегодня работают и в странах Евросоюза, и в соседних России, Украине, активно осваивают дальнее зарубежье. Как может быть отражен этот блок вопросов в Национальной миграционной стратегии? На какие проблемы здесь нужно обратить внимание?

- Конечно, этот блок тоже очень важный. Белорусы выезжают работать за границу активно – кто-то на короткий срок, кто-то на длительное время. Они возвращаются, тратят у нас заработанные деньги, средства вливаются в нашу экономику. В этом есть положительный эффект такой миграции. Но здесь есть несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, страна не должна пускать на самотек такие вопросы, а все же грамотно их регулировать. Особенно деятельность фирм-лицензиатов, которые помогают трудоустроиться нашим гражданам за границей. И это очень правильно, что они контролируются. Ведь от этого зависит часто, как сложится судьба наших мигрантов.

Да, у нас уже сделано очень много, но остаются вопросы, которые имеет смысл обсуждать. Прежде всего - информирование выезжающих за границу. Как это должно происходить? Я думаю, может, стоит подумать о том, чтобы это было письменно. Т.к. потом доказать, что человеку дали полную информацию – трудно. Наши клиенты часто рассказывают, что оказавшись в сложной ситуации за границей, они не знали, что им делать и куда обращаться. Крайне редко фирмы-лицензиаты рассказывают нашему гражданину, как действовать, если его трудовые права нарушаются иностранным работодателем. Но человек, выезжающий в другую страну, должен хорошо понимать еще даже до того, как приступит к работе у зарубежного нанимателя, что делать в случае нарушения его прав. Например, если ему не платят частично или полностью зарплату, заставляют работать без выходных, в небезопасных условиях труда. Как решать проблемы с нанимателем? Куда обращаться и подавать жалобу? Какие у него там права и как их отстаивать? Я думаю, это крайне важный вопрос – возможность взять с собой полезные контакты, информацию, представлять алгоритм действий в случае непредвиденных сложностей. Конечно же, если человек устраивается самостоятельно, то предупредить его о рисках, рассказать о важных аспектах защиты своих прав за границей – важно вдвойне. И в этом могут помочь такие организации как международное общественное объединение «Гендерные перспективы», администрирующее Программу «Ла Страда Беларусь». Ведь все хотят успешного трудоустройства, привезти деньги в семью, сделать свою жизнь благополучнее.

- В целом этот вопрос связан с безопасностью и влияет на «качество» миграции. Будут ли это кризисные случаи, с которыми Программа «Ла Страда» имеет дело, или нормальное цивилизованное трудоустройство и позитивный трудовой опыт.

-- Да, мы видим по тем, кто к нам обращается, что многие даже приблизительно не представляют, как выстроена эта система защиты прав мигрантов, они общаются только с ближайшим окружением – часто таких же мигрантов, не знают где получить помощь и поддержку. Нет никаких социальных связей в чужой стране. Многие считают, что у них есть только риск быть депортированными и боятся обращаться с жалобами куда бы то ни было.

Но я хочу отметить, что в этом вопросе – защиты прав мигрантов – должен быть паритет. Если ты хочешь получить что-то от другой страны в отношении своих граждан, приехавших туда работать, учиться, жить, то будь готов предоставить это и сам. Мы хотим, чтобы белорусы были защищены за границей. И хотим, чтобы те страны, куда приезжают наши мигранты, предоставляли им необходимую помощь и поддержку в случае нарушения прав. Для того, чтобы у стран был единый подход к защите прав трудящихся мигрантов, мировым сообществом готовятся специальные конвенции. Если мы ратифицируем эти документы, то примем на себя обязательства, но также будем ожидать выполнения этих обязательств от другой страны, подписавшей конвенцию. Поэтому ратификация международных конвенций, которые защищают права мигрантов – очень важна. И Национальная миграционная стратегия может определить наш «путь» к этим документам. Что мы считаем приоритетом? По крайней мере, нужно изучить возможность ратификации.

Так, в Беларуси в 2017- 2018 годах рабочей группой экспертов, состоящей из представителей государственных органов, международных и общественных организаций проводился сравнительный анализ законодательства на предмет соответствия его Конвенции международной организации труда № 97 «О Трудящихся-мигрантах. Обсуждался вопрос целесообразности присоединения Республики Беларусь к данной Конвенции с учетом современных миграционных тенденций и проблемных вопросов в области трудовой мобильности. Понятно, страна не может принимать решения такого уровня за один день, не обдумав, не взвесив все «за» и «против», поскольку здесь затрагиваются вопросы и пенсионного обеспечения, и здравоохранения, и трудовых прав. Поднимается большой спектр вопросов. Результаты проведения сравнительного анализа вылились в рекомендации по совершенствованию белорусского законодательства в области внешней трудовой миграции.

На мой взгляд, хорошо, когда в этом обсуждении будут участвовать не только госорганы, парламентарии, но и представители НГО, которые работают в этой сфере. Поскольку именно к ним в первую очередь часто обращаются граждане с просьбами помочь. Например, в Программу «Ла Страда». Кризисным случаям мы уделяем особое внимание. Кстати, в этом году отмечается некоторый рост подобных обращений. На данный момент они составляют 3% от общего количества (всего – 2.501 обращение за полгода). По статистике Программы «Ла Страда» наши граждане за этот год попадали в сложные ситуации в 37 странах мира. И только зная реальные проблемы, с которыми сталкиваются наши мигранты, мы можем понять, что не срабатывает в законодательстве, какие коррективы нужны, какие вопросы еще не урегулированы.

- А в целом, как можно оценить белорусскую правовую базу в этой сфере?

- Я считаю, законы у нас очень хорошие. И правовая база основательная. Но не всегда хватает механизмов реализации, чтобы законы заработали в полную силу. Практика применения определяет и над чем нужно дальше работать, где буксуют какие-то нормы. Мы в первую очередь практики. Хорошо понимаем нужды людей, видим, куда двигаться и что улучшить, чтобы им помочь.

- Какие еще инструменты, кроме анализа правоприменительной практики, на ваш взгляд, нужны для формирования сбалансированной миграционной политики?

- Думаю, здесь очень важно понимать, что такая работа должна идти в партнерстве – и на национальном, и на международном уровне. Невозможно добиться прогресса, действую в одиночку. Сейчас мировое сообщество, многие страны мира вовлечены в разработку Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. И в Республике Беларусь проходили национальные консультации в рамках подготовки предложений к переговорному процессу по Глобальному Договору, идут международные консультации. Акцент на том, что миграция должна быть безопасной, легальной, давать выгоду для всех стран, в ней не должно быть места торговли людьми, эксплуатации. С торговлей людьми сталкиваются люди, которые находятся в уязвимом положении из-за того, что перемещаются в другую страну. И, конечно, мы должны говорить и о контрабанде мигрантами, их незаконном перемещении, о проблемах беженцев. Сейчас идет большой поток мигрантов в ЕС, часто они пытаются попасть в Европу посредством схем преступного бизнеса, в котором криминальные группировки зарабатывают большие деньги. Об этом тоже нужно говорить. Этот бизнес крайне опасный. Контрабандисты легко жертвуют жизнями мигрантов, чтобы защитить интересы своего бизнеса. Поэтому мы должны думать прежде всего, как защитить людей. Именно для этого мы и создаем все международные конвенции.

Я считаю, партнерство – ключевое слово, главный инструмент к тому, чтобы выстраивать именно безопасную миграционную политику и внутри государства, и в мире. Именно на партнерстве она должна базироваться – различных стран, структур – государственных и негосударственных, в т.ч. международных. Например, Программа «Ла Страда» является давним партнером Международной организации по миграции. 

113 foto-- Сейчас реализуется одна из совместных программ при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках проекта международной технической помощи «Укрепление в Республике Беларусь национального механизма перенаправления пострадавших от торговли людьми», реализуемого Представительством Международной организации по миграции в Республике Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь. Каковы основные задачи проекта?

- Проект разработан в соответствии с международным инструментом ООН – Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющего протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказания за нее. Он по сути продолжает деятельность в сфере борьбы с торговлей людьми, которая ведется в Беларуси в течении последних 18 лет. Проект основывается на четырех взаимосвязанных компонентах: предупреждение торговли людьми, улучшение идентификации потерпевших и эффективности расследования уголовных преступлений, оказание помощи жертвам торговли людьми и укрепление потенциала государственных органов и общественных объединений и усиление взаимодействия между ними.

Все страны мира признают, что без партнерства невозможно решать проблемы, которые возникают в миграционной сфере, борьбы с торговлей людьми. Мы считаем, принципы такого партнерства очень успешно реализуется в рамках этого проекта. Программа «Ла Страда» активно вовлечена в него. В рамках проекта поддерживается инфолиния по безопасному выезду и пребыванию за границей 113, деятельность по информированию в сети интернет, работа сети тренеров, которые проводят информационно-профилактические мероприятия в регионах с группами риска.

Основная цель нашей организации – не только предупреждение торговли людьми. Мы очень много работаем на укрепление межведомственного взаимодействия. Когда к нам на горячую линию обращаются люди, которые столкнулись с сложными ситуациями за границей, оказать им помощь невозможно в рамках только одной организации. Поэтому здесь очень важно партнерство, которое существует между различными общественными организациями в Беларуси и очень важно взаимодействие с госорганами. Без эффективной работы МВД, помощи с их стороны, Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел было бы невозможно помогать нашим гражданам. Межведомственное взаимодействие лежит в основе нашей деятельности и в целом в сфере борьбы с торговлей людьми.

Светлана Мацкевич