18 марта 2019

Все началось с одного твита. Юми Исикава, 32-летняя актриса и модель, разместила в соцсети заявление, что японским работодателям нужно запретить заставлять женщин носить высокий каблук на работу в качестве обязательного дресс-кода. Этот твит собрал тысячи комментариев и репостов.

Тогда Исикава придумала хештег для сформировавшегося движения: #KuToo — комбинация японских слов kutsu (туфли) и kutsuu (боль) с отсылкой к уже легендарному хештегу #MeToo, тоже призванному защищать права женщин. 

каблуки дресс кодВ то время как движение #MeToo начало развиваться в уникальных формах в некоторых частях Азии, в частности в Южной Корее и Китае, в Японии оно не снискало особой поддержки и популярности. Однако, новая кампания против каблуков #KuToo показывает, что женщины страны готовы отстаивать то, что они считают серьезным нарушением равенства полов на рабочем месте.

После неожиданного всплеска популярности ее комментариев Исикава запустила петицию на change.org, призывающую Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения страны официально запретить работодателям требовать от женщин носить только определенные виды обуви. “Я подумала, что если так много людей чувствуют то же самое, почему бы не начать действовать,” — сказала Исикава в интервью TIME. На момент написания статьи ее петиция собрала более 14 000 подписей. 


Кампания также вызвала страстный онлайн-дискурс, так как многие женщины начали публиковать фотографии синяков и пузырей на пальцах ног или подробно описывать дискомфорт и боль. “Дело не в том, нравится ли вам обувь или нет,” — написал один из пользователей Twitter. “Я хочу, чтобы в этом обществе люди могли свободно носить ту обувь, которая им нравится”. Но были и те, кто возражал, утверждая, что требование к женщинам носить каблуки ничем не отличается от требования к мужчинам носить кожаную обувь.

Негативная реакция японок на несправедливую политику компаний в отношении женского дресс-кода, имеет параллели и в других странах мира. Британская актриса Никола Торп столкнулась с бурной критикой в 2016 году, когда запустила кампанию, в которой просила правительство Великобритании запретить компаниям навязывать сотрудникам жесткий дресс-код на рабочем месте, после того, как ее выгнали из офиса, чтобы она переобулась в кожаные туфли на каблуке. Кампания Торп в конечном итоге принесла плоды: ее онлайн-петицию подписали более 150 000 человек, что намного превышает 10 000 подписей, необходимых для получения ответа от правительства. Парламентский комитет, которому было поручено расследовать жалобу, заявил, что корпоративные дресс-коды должны быть “разумными”, включая и те пункты, которые касаются дифференциации полов.

Комитет также обнаружил, что некоторые компании выходят далеко за рамки обязательного ношения каблуков для женщин: есть и те, кто требует от сотрудниц регулярно поправлять макияж, носить откровенную одежду и даже красить волосы в блондинку. “Тот факт, что женщин обязуют носить непрактичный предмет одежды, который наносит вред ногам и спине, свидетельствует об укоренившемся сексизме и двойных стандартах,” — заявила Торп в электронном письме TIME. “В Великобритании большинство людей были шокированы тем, что женщин все еще заставляли носить высокие каблуки и делать макияж на работе. Мужчины особенно не задумывались об этом, но даже женщины, которые носили каблуки каждый день с дискомфортом, не ставили под сомнение справедливость такого положения дел.” В Японии освобождение женских ног только начинается, и перемены могут наступить не сразу.

С начала своей кампании Исикава не получила никакого ответа ни от частных компаний, ни от Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения страны. На момент публикации интервью министерство не ответило на запрос TIME. Мари Миура, профессор политологии в Софийском университете в Токио, сказала, что популярность #KuToo знаменует собой первый широкомасштабный отпор устоявшимся традициям, диктующим, как женщины должны выглядеть на рабочих местах в Японии. По ее словам, в Японии может появиться больше желания бросить вызов гендерному неравенству после недавнего скандала с медицинскими университетами, манипулирующими баллами кандидатов-женщин для снижения их шансов на зачисление. “До этого женщинам приходилось проявлять творческий подход, чтобы сделать обувь более удобной, например, использовать новые стельки или специальные вставки,” — сказала Миура, — “но данное движение прямо говорит нам о том, что это социальная проблема, а не проблема женщин”.

tourjapan.ru